17:57
Кабалевский

"Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она
многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее". 

/Д. Кабалевский/

 

30 декабря 2024 года исполнилось 120 лет со дня рождения
ДМИТРИЯ БОРИСОВИЧА КАБАЛЕВСКОГО - русского композитора, пианиста, дирижёра,
педагога, музыковеда, критика и общественного
деятеля.

Д. Б. Кабалевский родился в 30.12.1904 г. в Санкт-Петербурге в дворянской семье. 

Во время революции, в 1917 году, семья Кабалевских переехала
в Москву. Им довелось пережить и голод, и лишения, но Дмитрий смог выжить в этонепростое время и получить блестящее музыкальное образование: музыкальная
школа; музыкальный техникум им. А. Н. Скрябина (ныне - Академическое
музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского); Московская
консерватория по классу композиции - у Н. Я.
Мясковского, по классу фортепиано - у А. Б. Гольденвейзера.

Ещё во время обучения
в консерватории Кабалевский начал преподавать в музыкальном техникуме им.
Скрябина и ДМШ при техникуме. Именно там Кабалевский понял, как мало написано
произведений для детей. Он начал сочинять несложные произведения для юных
пианистов. В общей сложности сочинил более 150 пьес, и все они вошли в
педагогический репертуар ДМШ, т. к. они интересны по содержанию и удобны для
исполнения.

Д. Кабалевский определил три кита в музыке. Он рассказывал
детям сказку, что раньше люди представляли себе Землю как плоский блин, лежащий
на трёх китах. Вот и в музыке он выделял три основы, на которых она держится.
Это песня, танец и марш. Кабалевский говорил: "Если вы поёте песни - это
очень хорошо. Если вы любите танцевать - это тоже очень хорошо. Если вы любите
идти больше с маршем, чем без марша -
это тоже очень хорошо". 

Композитор творил в эпоху, когда пионеры ездили в пионерские
лагеря, ходили в походы. И песни для них Кабалевский писал радостные, полные
света и стремления в будущее. Среди пионерский песен можно выделить следующие:
"Про вожатую", "Наш край",
"Пионерской звено". Композитор часто посещал пионерские лагеря
"Орлёнок", "Артек". Он так увлекательно и доходчиво рассказал детям о музыке, что между ними
устанавливались доброжелательные отношения.

В годы Великой Отечественной Войны (осенью 1941 года)
Кабалевский вместе с семьёй был эвакуирован в Свердловск (Екатеринбург),
преподавал там в консерватории, занимался лекторской работой, организацией
концертов-бесед о музыке. Но это его не устраивало, и он решил, что своим
творчеством больше пользы принесёт в
Москве, и в начале 1942 года вернулся в столицу. Он часто посещал передовые
позиции действующих войск, встречаясь в окопах с бойцами; летал к партизанам,
бывал в блокадном Ленинграде.

Уже через месяц после начала войны появляются песни для
детей: "Четвёрка дружная ребят", "Сын героя".

Находясь в партизанском отряде, был создан цикл партизанский
песен "Народные мстители".

В 1962 году Кабалевский закончил работу над ораторией
"Реквием" на стихи Роберта Рождественского. 

Немало сил отдал композитор тому, чтобы дети научились понимать и любить музыку. Он выступал перед
детьми с лекциями на различные музыкальные темы, проводил беседы. Им написано
более 400 статей, посвящённых проблемам музыкального воспитания. Он организовал
на радио цикл передач о музыке. 

В 1964 году, по инициативе Кабалевского, в Колонном зале
Дома союзов начали проводиться Пионерские музыкальные собрания - крупнейший
культурный проект по музыкальному образованию детей. 

В московских школах он проводил беседы о музыке для детей,
которые потом отразились в его книгах:
"Ровесники", "Как рассказывать детям о музыке",
"Музыка и современное воспитание", "Прекрасное пробуждает
доброе", "Воспитание ума и сердца". Всё они написаны живым, доступным для детей языком и не потерялисвоей актуальности сейчас.

Делом всей своей жизни Кабалевский считал созданную им
музыкально - педагогическую концепцию массового музыкального воспитания и
основанную на ней программу по музыке для общеобразовательных школ. Главной
целью его программы было увлечь детей
музыкой, приблизить к ним это прекрасное искусство, таящее в себе большие
возможности духовного обогащения человека.
Для проверки своей системы в 1973 году Кабалевский, будучи
профессором консерватории, стал работать учителем музыки в 209 - й московской средней школе. Семилетний
эксперимент, проводимый композитором
вместе с группой педагогов - единомышленников в разных городах страны, дал
блестящий результат. 

Многие годы
Кабалевский выступал, доказывая
значение эстетического воспитания подрастающего поколения. Он возглавлял работу
по эстетическому воспитанию детей и юношества в Союзе композиторов СССР, в Академии педагогических наук СССР.
Выступал, как депутат, на сессиях Верховного Совета СССР.

Авторитет Кабалевского в музыкальном мире был настолько
велик, что его приглашали участвовать в работе жюри международных конкурсов. 

Кабалевский - один из крупнейших композиторов нашей страны.
Сочинял он почти во всех музыкальных жанрах: 

5 опер, 4 симфонии, оперетты, инструментальные концерты,
кантаты, квартеты, вокальные циклы на стихи В. Шекспира, С. Маршака, О.
Туманяна, Е. Долматовского, музыка к театральным спектаклям, кинофильмам, фортепианные пьесы, песни. 

Его песня "Школьные годы чудесные" на слова
Е. Долматовского является символом школьной жизни - под звуки этой песни
оканчивает школу не одно поколение выпускников.

Просмотров: 7 | Добавил: fktrcfylhgznrjd | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: