День памяти Петра Ильича Чайковского
6 ноября
«Что бы я был, если бы не верил в Бога
И не предавался воле Его?»
(П.И. Чайковский)
6 ноября — день, когда весь мир вспоминает Петра Ильича Чайковского. В этот день, 25 октября 1893 года, великий композитор ушел из жизни. С тех пор прошел 131 год, но его музыка звучит в разных уголках планеты, как будто она была создана только вчера.
Однажды, после прочтения повести «Смерть Ивана Ильича», Чайковский сказал, что одного Льва Толстого достаточно, чтобы русский человек не испытывал стыда, когда перед ним перечисляют все достижения европейской культуры. Сегодня мы с гордостью говорим о том, что музыка Петра Ильича Чайковского стала неотъемлемой частью мировой культуры и неотъемлемой частью нашей национальной идентичности.
В этот день мы хотим вспомнить и рассказать вам о Шестой «Патетической» симфонии — последнем духовном завещании Чайковского.
По словам двоюродной сестры композитора А.П. Мерклинг, последнюю часть симфонии Петр Ильич в личных беседах называл «de profundis». Это латинское название 129-го Псалма, который представляет собой покаянную молитву угнетенных, возлагающих свою надежду на спасение на Бога.
За девять дней до своей кончины, 16 октября 1893 года, в зале Дворянского собрания в Санкт-Петербурге состоялась премьера Шестой «Патетической» симфонии. Дирижировал сам Чайковский.
Его племянник Юрий Давыдов, присутствовавший на премьере, вспоминал, что никогда раньше не видел Петра Ильича таким спокойным перед исполнением нового произведения. Не было привычной болезненной нервозности, которая проявлялась в беспрерывном курении, жевании мундштука папиросы, молчаливости и хождении из угла в угол.
Юрий Давыдов оставил нам бесценное описание того, как зал принял Шестую симфонию: «Но вот окончился финал... Обычно публика немедленно после заключительного аккорда выражала свое удовлетворение или неодобрение, а менее искушенные в музыке вставали и стремились к выходу, чтобы занять первые места у вешалки. Но в этот вечер произошло нечто небывалое. Когда замолк звук контрабасов, и Петр Ильич медленно опустил руки, в зале царила мертвая тишина. В таком состоянии публика оставалась довольно долго. Петр Ильич продолжал стоять с опущенной головой, и зал оставался как бы в оцепенении. Только после того, как Петр Ильич, очнувшись, стал кланяться и благодарить оркестр, зал начал нерешительно аплодировать, и эти аплодисменты, постепенно нарастая, перешли в овацию. Такой прием публикой новой симфонии биографом Петра Ильича, Модестом Ильичом, был истолкован как холодный прием. Я же убежден, что это неверно. Аудитория, по-моему, была так захвачена услышанным, что именно оцепенела».
Всех в тот вечер изумил финал! Знакомые Чайковского подходили после концерта и интересовались — есть ли программа у симфонии? «Да, есть», — отвечал Чайковский. — «Но я желаю оставить ее в тайне».
Через пять дней Петр Ильич заболел холерой, и 6 ноября его не стало. Поэтому, когда «Патетическая» симфония исполнялась второй раз, уже на вечере его памяти, вопросов о странном финале больше не возникало.
Музей-усадьба П.И.Чайковского |